Нашим вузом накоплен богатый опыт работы студенческого самоуправления, созданы собственные традиции и определенные заделы по основным направлениям деятельности.
В частности, этому способствовали:
- малочисленность контингента студентов и преподавательского состава филиала. Каждый студент «на виду», что в свою очередь порождает своеобразную «камерность» в отношениях со студентами, открывает особые, неординарные, по сравнению с «большими» вузами, возможности для работы со студентами;
- коллегиальная модель организации, слаженная работа коллектива, представляющего собой не просто работников, а команду, в которой координация действий достигается не столько через структуру соподчинения и субординации людей и групп, сколько через динамику консенсуса. Это создает условия и становится образцом для формирования аналога в организации студенческой жизни;
- уникальные возможности совмещения «факультетского» уровня текущих задач и проблем и «общевузовский» статус и масштаб проведения мероприятий и функционирования самодеятельных студенческих организаций-клубов;
- упрощенная структура и гибкость в организации образовательного процесса, что позволяет привлечь студентов к активному участию в совершенствовании учебного графика, прохождения практик, формирования спецкурсов, факультативов и дисциплин по выбору студента, составления расписания экзаменационных сессий и т.д..( по результатам разбора «полетов» после недели студенческого самоуправления);
- система многоуровневой подготовки, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для органов власти и экономических структур. Слушатели профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации кадров являются не только потребителями данного вида образовательных услуг, но и заказчиками на выполнение студенческих научно-исследовательских разработок, организацию рабочих мест для прохождения производственных и преддипломных практик.
В дополнение к этим преимуществам можно добавить еще одну особенность: самоуправление осуществляется студентами, которые завтра станут профессиональными управленцами, овладевшими теорией и приобретающими практические навыки менеджмента в студенчестве, в процессе построения собственной модели управления организацией (как структурной единицы), посредством студенческого самоуправления.
Курс на поиск путей создания эффективной системы студенческого самоуправления был взят с первого дня создания филиала. По мере становления студенческого самоуправления менялись формы его организации и проявления.
В настоящее время ССУ — массовая общественная студенческая организация, объединяющая всех студентов. Каждый студент филиала Академии автоматически является членом организации.
Студенческое Самоуправление и Администрация вуза — две системы управления вузом, взаимно дополняющие друг друга и тесно сотрудничающие на всех уровнях для наиболее эффективного достижения поставленных основных целей:
— организации жизни преимущественно внутри вуза по всем направлениям, затрагивающим интересы студентов;
— создания условий для раскрытия внутреннего потенциала каждого студента и привлечение их к активному участию в жизни Академии.
Именно студенческое самоуправление создает ту естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои творческие способности и таланты, лично и профессионально совершенствоваться.
Основу сложившейся системы самоуправления составляют:
— договорной характер отношений администрации и студсовета при передаче от первой ко второму каких-либо функций (например, принятия решений, касающихся вопросов «местной» жизни, передача имущества во временное пользование студентами на вечерах);
— наделение органов ССУ свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции;
— избрание членов ССУ путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.